Мы представляем два взгляда на вопрос.
Один из них- статья Аллы Кожевниковой,
а второй- наш.
Какой из них Вам ближе- решайте сами.
ХОТИТЕ КУПИТЬ
КАРТИНУ?
(статья
с сайта
Erfolg.ru
"Культурно о культуре")
На фоне недавней паники, охватившей финансовый рынок,
стремительно дорожают все товары, которые могут быть названы
инвестиционными. Помимо традиционных золота и антиквариата, к этой
категории можно отнести и некоторые произведения современного
искусства. Правильно выбранная картина может за несколько лет
существенно увеличить состояние своего владельца. И выбрать ее не
так сложно, как это кажется на первый взгляд...
Почему в Москве такой разброс цен на картины? Как
можно выгодно вложить деньги в произведения современных художников?
Как купить картину, которая с течением времени будет подниматься
в цене? Как не переплатить? От чего зависит стоимость картин? Эти и
другие вопросы неизбежно встанут перед каждым, кто захочет дополнить свой
интерьер стильной современной живописью.
Итак, цены. Их разброс потрясает воображение.
Например, в Москве, за две почти одинаковые картины (холст, масло)
в разных местах у вас попросят от $ 200 до $ 5000. Как
в такой ситуации сделать правильный выбор?
Часто покупатель картины просто не представляет себе, из
чего складывается ее цена. В простейшем случае — например, когда
вы сами познакомились с художником и покупаете картину у него
лично — затраты практически равны стоимости картины. Но этот случай
нетипичен. Из чего же складывается стоимость картины, купленной,
например, в арт-галерее, в художественном салоне?
-
Аренда помещения. Большинство галерей и салонов
расположено в центре Москвы, где дешевых помещений, как известно,
нет.
-
Зарплата сотрудникам галереи.
-
Проведение выставок. Хорошим тоном для галереи
считается участвовать в крупных ежегодных выставках (очень
недешевое удовольствие), периодически арендовать площадь в ЦДХ под
групповые и персональные выставки своих художников — в общем,
постоянно напоминать о себе. Даже если выставка открывается
в помещении самой галереи, то неизбежны, как минимум, затраты на
фуршет.
-
Реклама. На какие только ухищрения не пускаются
хитроумные галеристы, чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей!
Это и заказ публикаций в прессе, и финансирование разных
«некоммерческих» художественных проектов, и многое другое. Доходит до
смешного: недавно мне пришла e-mail рассылка с рекламой одной из
московских галерей! Впрочем, рассылка — это как раз относительно
недорогое удовольствие...
-
Затраты на полиграфию: афиши, каталоги, приглашения на
открытие выставок и т.д. Фрагмент картины может украсить даже визитку,
которую вам вручат.
Таких «производственных» статей можно начитать еще не
один десяток, но не будем утомлять читателя деталями. Вы уже догадались,
откуда берутся деньги на покрытие всех этих расходов? Правильно, из вашего
кармана. Покупая картину в галерее, вы переплачиваете как
минимум вдвое. Купив ее на крупной престижной выставке, вы скорее
всего переплатите втрое, так как цена квадратного метра выставочной
площади на сколько-нибудь серьезном мероприятии сравнима с годовым
бюджетом маленькой африканской страны.
Конечно, если вы не просто ищете красивое цветное пятно
на стену, но еще и хотели бы выгодно вложить деньги, то в том, чтобы
покупать с выставки или через галерею, есть свой смысл. Там вам
предложат работы, уже прошедшие достаточно жесткий предварительный отбор,
и даже если вы ничего, ну просто совсем ничего не понимаете
в живописи, откровенную халтуру вам скорее всего не продадут.
Если же вы покупаете картину непосредственно у художника,
то полагаться можете в основном на собственный вкус и чутье. А также
на некоторые косвенные признаки профессионализма и успеха. О каких
признаках идет речь?
Покупая картину у художника, нелишне
поинтересоваться:
-
Какое у него образование? Котируются Суриковский
институт и Строгановка. Уровень подготовки в других художественных
вузах часто оставляет желать лучшего. Конечно, многое зависит от самого
художника, встречаются и талантливые самоучки, но редко, редко они
встречаются...
-
Есть ли работы этого художника в крупных музеях.
Говорит само за себя.
-
Является ли он победителем каких-либо художественных
конкурсов.
-
В каких местах художник выставлялся
в последнее время. Список выставок многое вам расскажет. Это,
например, может быть персональная выставка в Третьяковке (прибавьте
к сумме, которую вы рассчитывали выложить за картину, пару лишних
нулей), известные ежегодные выставки у нас (Арт-Манеж, Арт-Москва,
Золотая кисть) и за рубежом ( Венецианская биеннале, Арт-Экспо,
арт-ярмарки в Кельне и Базеле, Франкфуртский фестиваль), или же
никому не известная галерея в спальном районе Москвы (отнимите от
суммы, которую вы хотели заплатить, пару нулей). Выглядит сомнительным
(если только художник не живет за границей постоянно), когда все
выставки в списке — исключительно зарубежные. Участие
художника, скажем, в Арт-Манеже можно элементарно проверить, чего
не скажешь об участии в малоизвестных зарубежных выставках.
В этом случае попросите его показать каталоги выставок, афиши,
буклеты и другую полиграфическую продукцию. Скорее всего вы услышите,
что все потерялось при переезде в новую мастерскую (сгорело при
пожаре, отобрано на границе злыми таможенниками, передано в дар
Третьяковской галерее... Ненужное вычеркнуть, недостающее вписать.)
-
Хорошим признаком является наличие грамотного
веб-сайта*. Конечно, не все талантливые художники заводят свои
сайты. Но все раскрученные художники поступают именно так. И если мы
хотим приобрести картину, которая в ближайшее время поднимется
в цене, то выбирать лучше среди художников, которые уже достигли
определенных позиций.
-
Сотрудничество художника с крупными постерными
компаниями. Это очень и очень хороший признак. У постерных компаний
фантастическое чутье на успех. Если владелец галереи или арт-дилер
должен найти только одного покупателя на каждую картину, то постерная
компания, продавшая всего лишь по одному постеру с каждой работы,
моментально разорится. Чтобы остаться на плаву, она должна найти и
предложить своим клиентам такие работы, которые нравятся АБСОЛЮТНО ВСЕМ.
Ну, или почти всем. Разумеется, дела у художника, имеющего такую большую
аудиторию, пойдут в гору. А учитывая, что само по себе
распространение постеров с работ художника является эффективным
рекламным инструментом, скорее всего, они пойдут в гору очень
быстро.
На этом теоретическая часть почти закончена. Прежде чем
переходить к практике, возьмите на вооружение два простых
принципа:
-
знать, где искать;
-
найдя, не торопиться покупать.
Где искать.
-
На крупных выставках. Манеж сгорел, так что из
ежегодных выставок у нас с вами остались Арт-Москва и Золотая
кисть. Впрочем, скорее всего, и очередной Арт-Манеж все равно состоится,
но на другой площадке.
-
ЦДХ в последнее время сильно измельчал, но иногда
там все еще попадаются интересные работы. Так что стоит и туда
заглянуть.
-
В ведущих галереях.
-
В самых дорогих мебельных салонах и дизайн-бюро:
они тесно сотрудничают с художниками и часто наряду с мебелью
предлагают очень стильную современную живопись.
Куда не ходить. На набережную рядом с ЦДХ.
Без комментариев.
Как покупать. Итак, вы выбрали художника. Может
быть, вы уже выбрали интересующую вас картину или несколько картин.
Галерейщик в разговоре с вами обязательно упомянет о том, что на
картины этого художника большой спрос, и вам лучше сделать покупку прямо
сейчас, потому, что вот уже через полчаса сюда вернется одно
заинтересованное лицо, которое собирается купить сразу десяток картин...
Нет, даже два десятка. А что еще, интересно, вы ожидали услышать? Отложите
покупку. Вернитесь домой и не поленитесь набрать в поисковике
фамилию художника: вполне возможно, у него есть персональный сайт. Если
поиск в русскоязычном интернете не дал результатов, наберите ее же
латинскими буквами. Если галерея предлагает вам купить картину за
$ 2000, художник, скорее всего, отдаст ее за $ 1000.
О чем не забыть. Внимательно осмотреть
поверхность картины перед покупкой! На красочном слое не должно быть
осыпей и сколов краски, глубоких трещин. На холсте не должно быть
вмятин.
Чего не делать. Не подъезжать к мастерской
художника на новеньком красном «Ягуаре». Не надевать маленькое черное
платье от Шанель и фамильные драгоценности. «Ягуар» припаркуйте
в соседнем дворе, маленькое черное платье оставьте для другого
случая. В большинстве случаев художник назначает за картину ту
цену, которую, как он думает, потенциальный покупатель готов ему
заплатить.
Если ничего не получилось... Вы не нашли того,
что вам хотелось найти. Или нашли, но не сошлись в цене. Или, уже
вынув кошелек из кармана, заметили, что от картины отваливаются куски
краски. Если бегать по вернисажам вам уже надоело, найдите в том же
Яндексе или в любом другом каталоге категорию «искусство» и
посмотрите персональные сайты художников. Можно увидеть много интересного.
Этот способ поиска имеет один недостаток: бывает, что хорошие работы
выглядят неинтересно на экране монитора. Но, с другой стороны, если
работа вас «зацепила» даже в цифровом варианте, то оригинал наверняка
понравится вам значительно сильнее. Проверено на собственном опыте.
Алла
Кожевникова
Наши мысли и комментарии.
Итак, цены. Их разброс потрясает воображение. Например,
в Москве, за две почти одинаковые картины (холст, масло) в разных местах у
вас попросят от $ 200 до $ 5000.
-одинаковые ,возможно и по-
размеру,
а бывает, что картина ,стоящая
дороже имеет меньший размер.
Часто покупатель картины просто не представляет себе, из
чего складывается ее цена.
-цена картины складывается
из:
-
стоимость работы
-
стоимость рамы
-
процент галерее (продавцу) за
продажу
-
имя художника (чем знаменитее, тем
дороже. наши звезды эстрады, не имея художественного образования, продают
свои шедевры иногда намного дороже художников)
-
время написания полотна ( со
временем картины становятся дороже, а на сколько дороже- определяют
искусствоведы)
-
мода на художника, время (сейчас
очень ценятся картины советского периода, особенно 30-70 гг.)
-
имя галереи, (представляющую
картину) тоже играет свою роль
-
также на цену влияет кошелёк
покупателя и кошелёк художника (но это уже отдельная история, к дорогим
картинам отношение не имеет)
Какое у него образование? Котируются Суриковский
институт и Строгановка. Уровень подготовки в других художественных
вузах часто оставляет желать лучшего. Конечно, многое зависит от самого
художника, встречаются и талантливые самоучки, но редко, редко они
встречаются...
Образование играет важную роль,
прежде для художника, особенно на начальном этапе его выставочно-
продаваемоемой деятельности.
Впоследствии, когда он уже
"раскрученный" ,знаменитый и "продаваемый" художник, вряд ли кто спросит о
его образовании. А если и спросят, так просто для информации.
По поводу других вузов можно
сказать одно: многое зависит и от самого художника, не все окончившие "Суриковку"
становятся Шишкиными и Суриковыми, как впрочем и в любой профессии.
А самоучки порой бывают и намного
талантливей, и не так редко и встречаются.
Просто художникам, как и любому
творческому человеку иногда бывает сложнее пробиться, чем бездарности. Для
раскрутки нужен талант организатора .А вот этого многим художникам и
не достаёт.
Где искать.
Искать можно везде.
В именитых салонах и галереях Вы
можете купить картину, которая со временем станет ещё дороже,но и сейчас
Вы за неё заплатите немаленькую сумму.
В мастерских же художников можно
купить за значительно меньшие деньги , а если впоследствии художник станет
известным, то и вложенные деньги возрастут во много-много раз.
Например, картины советского
периода сейчас стоят от 4000 тыс долларов (евро),а через 10-15 лет их
стоимость увеличится, через 50 лет она может возрасти раз в десять.
Вопрос вложения денег очень
индивидуален, без совета с искусствоведами его лучше не решать.
Можно также посоветовать поискать
картины не в Москве, а в регионах.
Там цены не настолько заоблачные,
картины не хуже, а художники также имеют раскрученное имя. В этом случае
даже может идти разговор о реальном вложении денег, если Вы эту картину
тут же продадите через знаменитую галерею в Москве или Санкт-Петербурге.
Ведь порой качество работ и
красота, продаваемых картин именитых художников в именитых галереях
оставляют желать лучшего.
А вот не ходить на уличные
вернисажи мы советовать не будем.
У нас в городе вернисаж находится
на улице Большая Покровская.
И уровень наших художников сейчас
очень хороший.
Вполне вероятно, что со временем их
картины если и не будут стоить бешенные деньги, но ценность художественную
иметь будут.
И поэтому эти работы также являются
хорошим вложением денег,
особенно, если сумма вложений
ограничена "не министерскими" зарплатами.
Прекрасных Вам картин!
Бобина Светлана.
|