Искусство есть одно из средств единения людей.
Л. Н. Толстой

 

 

 

Всё, что Вы хотите знать о картинах.

Выпуск 29

Тема :

Антиквариат:
Можно ли самому задавать рыночную планку?

в выпуске:

  • цитата
  •  Антиквариат:
    Можно ли самому задавать рыночную планку?
  • анекдот
  • новости сайта

 

Здравствуйте, уважаемые и дорогие друзья!

Недавно всем Вам пришёл по ошибке номер другой нашей рассылки "Танцы Всеобщего Мира".
Мы просим у Вас прощения за причинённые неудобства.
И всё моя невнимательность... :)
Ещё раз извините!

Продолжим тему антиквариата.
Если у Вас есть дополнительные вопросы на эту тему, присылайте, не стесняйтесь!

В следующей рассылке: Экспертиза произведений искусства.


Антиквариат:

Подлинные предметы антикварной живописи и графики со временем гарантированно растут в цене. В первой части статьи, опубликованной в предыдущем номере, приводилось мнение экспертов, что картине необходимо «отвисеться» 2–4 года, чтобы «переварить» цену покупки и набрать большую ценность. Поэтому согласно пассивному сценарию поведения инвестору достаточно просто ждать. Однако есть и другой, активный путь. Инвестор может самостоятельно ускорить процесс повышения ценности приобретенных работ. Грамотный выбор объектов инвестирования, а также их коммерческое продвижение (промоушн) позволяют реально влиять на рост продажной стоимости предметов антикварной живописи и графики.

Подделки — бич рынка

Картина способна достичь справедливой рыночной цены только при отсутствии даже тени сомнения в том, что это оригинал. На Западе и в России заключение о подлинности произведений искусств дают специалисты и экспертные бюро, основное направление деятельности которых— изучение работ конкретного художника или периода. Такие заключения считаются одними из самых надежных. Даже несмотря на то, что и признанные эксперты допускают иногда драматические ошибки.

Помимо экспертной оценки проводятся еще и технические исследования, когда картина атрибутируется и датируется с учетом старения краски, следов реставрации, происхождения холста и бумаги, а также по другим признакам. Однако, несмотря на богатый опыт экспертных оценок, а также на развитость современных технических средств, проблема фальшивок на рынке антикварной живописи остается одной из самых острых.

Почему? Да просто подделки становятся все более изощренными. Известны случаи, когда мошенники при содействии нечис-топлотных реставраторов брали малоизвестную, не особо ценную картину нужной эпохи, уничтожали прежнее изображение и рисовали фальшивку, сохраняя истинные трещины в слое краски и грунта — кракелюры. Ведь поддельный кракелюр (когда картина трескается от резкого нагрева и охлаждения) выглядит не всегда естественно, и риск разоблачения сильно возрастает. Понятно, что произведение «незначительного» художника утрачивалось навсегда.

Если поддельный предмет живописи создается по настоящим рисункам известного автора, то разоблачить их бывает сложнее. Особенно, если художник жил не более 100 лет назад и химическая экспертиза не позволяет сделать однозначные выводы. Например, фальшивку маскируют под отреставрированную работу. Но и тут знаток способен определить истину. Ведь фальсификатор не в состоянии передать дух и специфику того времени, и поэтому неизбежно появляются ошибки — несовпадение деталей одежды или других особенностей, свойственных той эпохе.

Известные произведения подделывают редко — их гораздо проще вычислить. Наиболее рискованными являются «вновь обретенные неизвестные работы» маститого автора. В этом случае мошенники могут, например, подобрать антикварную картину, близкую по времени создания и стилистике творчеству известного мастера, а затем ставят на нее нужную подпись. Далее опытному специалисту поручают написать для полотна соответствующий провенанс (происхождение и историю работы). Вычислить подделку такого класса чрезвычайно сложно. Ведь сообщник злоумышленников, создающий провенанс, сам является профи и пишет его с учетом практически всех приемов, которые используются для разоблачения подделки. Эксперты считают, что в большинстве случаев снижение аукционной цены работы происходит именно из-за сомнений в ее подлинности. Аукционный дом, если случайно продаст разоблаченную фальшивку, конечно, вернет покупателю деньги. Но расходы, связанные с проведением экспертизы, налог на ввоз произведения искусства в Россию (порядка 30% от стоимости работы) и прочие затраты никто возмещать не будет.

Однако неприятностей, связанных с приобретением подделки, можно избежать. Один из самых надежных способов — обратиться к консультантам и экспертам галерей, специализирующимся на продаже предметов живописи определенного периода.

 

Можно ли самому задавать рыночную планку?

Одним из наиболее объективных факторов, влияющих на рыночную стоимость конкретной картины, является ее провенанс. То есть история или, в более широком смысле, судьба произведения, включая цены его предыдущих продаж. Особенно с аукциона. Если подлинное полотно ранее реализовывалось на аукционе и снова выставлено на торги, то в основу его эстимейта, скорее всего, ляжет прежняя стоимость картины. Эстимейт — ценовой диапазон и порой очень широкий, в рамках которого, по мнению экспертов, должна или может стоить работа.

К сожалению, рыночно-объективные «аукционные» методы оценки применимы далеко не всегда. Ведь неизвестно, когда (может быть, даже через несколько сотен лет) картина, проданная с аукциона, снова появится на торгах. Другое дело, что по результатам аукциона будут скорректированы цены на все остальные произведения того же автора, а то и всей школы. В частности, если полотно художника N продается с аукциона по стоимости выше рыночной, то, естественно, устанавливается новая ценовая планка, к которой быстро «подтягиваются» остальные достойные работы того же автора.

Если сильно упростить ситуацию, перевести ее в бытовую плос-кость и не вводить поправку на налоги, может произойти следующее. Предположим, что условие задачи, которую решает инвестор, — увеличить начальную стоимость предварительно собранной коллекции на 70% и получить доход выше, чем по банковским вкладам. Допустим, собранная коллекция состоит из 10 картин одного автора (художника N), сходных по качеству и характеристикам. Средняя цена, которую вы заплатили за условную коллекцию, — 30000 долл. То есть средняя стоимость условной картины составляет 3000 долл. Коллекция собрана два года назад. Значит, она успела «отвисеться». За два года на капитал в 30 000 долл. по срочному депозиту могли бы набежать банковские проценты в размере 15% (7,5% годовых), что составляет 4500 долл. Запомним эту сумму как упущенную выгоду, которую затем вычтем из будущего дохода от продажи коллекции.

В удачный момент инвестор выставляет на аукционные торги одну картину начальной ценой 3000 долл. Для формирования гарантированного интереса к этой работе нанимаются две подставные персоны, которые даже при отсутствии внимания со стороны других участников обязательно начнут «воевать» за ваш лот. Предположим, их услуги обойдутся еще в 2000 долл. Эту сумму придется вычесть из будущего дохода. Перед наемными «покупателями» ставится задача «биться» за картину до того момента, пока ее цена не достигнет 6000долл., т.е. не повысится на 100%.

Аукцион проходит успешно, картина куплена за 6000 долл. и возвращена владельцу. Поскольку вы фактически покупаете ее сами у себя, то добавленные аукционом 3000 долл. возвращаются обратно к вам, а комиссия аукционного дома (скажем, 1000 долл.) составит ваши новые чистые расходы. На круг получается, что повышение стоимости одной картины на 100% обошлось инвестору в 3000 долл. (гонорар «покупателям» плюс комиссия аукционного дома). Поскольку участникам торгов удалось поднять ценовую планку картины художника N на 100%, есть веские основания предполагать, что эстимейт будет скорректирован и начальные цены остальных работ мастера поднимутся на 70%. Если в течение года удастся продать коллекцию по частям за 51000 долл., т.е. по начальным ценам (с учетом резерва, конечно), то номинальная прибыль от «аукционного трюка» составит 21000 долл. минус 3000 долл. расходов. Итого: 18000 долл. Реальный доход за вычетом вмененных издержек (неполученных за два года банковских процентов) — 13500 долл. Можно еще честно учесть упущенную выгоду от неиспользования капитала за третий год, в течение которого будет продаваться коллекция (2250долл.). Получается, что реальная прибыль составит 11250 долл.

Кому-то может показаться, что это «не густо». Но необходимо учитывать, что условия задачи сильно упрощены. И в основу расчета реальной доходности легла начальная стоимость картин. Их рыночные цены по результатам аукциона или других сделок могут и должны быть заметно выше. Впрочем, 11250 долл. при первоначальных инвестициях в 30000 долл. — не так уж и плохо. К тому же это чис-тая прибыль сверх тех процентных выплат, которые инвестор мог без проблем получить в банке. А если картины будут проданы с аукциона по цене, превышающей начальную стоимость на 50% (а это более чем реально), то номинальный доход составит уже куда более внушительную сумму — 76500 долл., а реальная прибыль — 66750 долл. Найдите банк, который из 30 тысяч через три года сделает клиенту почти 67!

К слову, аукционные «трюки» не считаются порочной практикой, т.е. данное явление совершенно легитимное. Именно для этого и придуманы аукционы. Однако на практике часто прибегать к такому приему невозможно. К тому же существуют более эволюционные методы повышения рыночной стоимости коллекции. Условно их можно назвать PR-раскрутка или промоушн полотен конкретного художника. Под этим подразумевается стимулирование интереса к коллекции путем издания каталогов работ художника; организация его персональных выставок, публикаций в прессе; сотрудничество с галереями. Другими словами, необходимо инвестировать в имя. Супервариант — если картину художника приобретет известный музей или западная галерея. Тогда стоимость остальных его произведений, по всей вероятности, будет существенно скорректирована в сторону увеличения.

Путь промоушна, конечно, долгий и затратный, зато вероятность достигнуть нужного эффекта довольно высока. Ведь ставка делается не столько на удачу и благоприятную конъюнктуру, сколько на научно-маркетинговый подход. Недостаток этого способа в том, что владелец коллекции вряд ли имеет эксклюзив на все произведения автора. Поэтому деньги в продвижение имени художника вкладывает один человек (заинтересованный инвестор), а воспользоваться результатами его труда потенциально может любой владелец картин того же автора.

Остается отметить, что наибольший эффект (резкий рост капитализации коллекции) способна принести комбинация эволюционного подхода и аукционных трюков. То есть вариант, когда аукционным торгам предшествует выставочно-каталожный промоушн.

К недостаткам перечисленных способов повышения рыночной стоимости коллекции относится само условие задачи. Дело в том, что коллекцию из 10 работ, которую мы так лихо продали на бумаге, надо еще собрать. Большая удача, когда на рынке удается найти такое количество полотен надлежащего качества, да еще по доступной цене.

Гораздо сложнее обстоит дело с «нераскрученными» именами — таких художников остается все меньше. Кроме того, нужно помнить, что работы многих представленных на рынке авторов уже очень сложно «раскрутить» (полотна либо незначительные, либо, наоборот, очень известные и поэтому слишком дорогие). Следовательно, перед тем как собирать инвестиционную коллекцию, нужно обязательно проконсультироваться со специалистами галереи. Там вам, по крайней мере, помогут не совершить опрометчивого поступка при комплектации коллекции.

 

статья Антиквариат как объект инвестирования. Владимир Богданов

 

 

 

Улыбнитесь:

Художник с достоинством стоит около пустого полотна,
под которым прикреплена табличка "Корова щиплет траву".
"Где же трава?" - недоумевает зритель.
"Ее съела корова", - отвечает автор.
"Да, но и коровы нет..."
- "Она ушла. Что ей здесь делать, если травы больше нет?"



А на сегодня это всё. :)
Прекрасных Вам картин!
Светлана Бобина


Новости сайта art-bobin.narod.ru  

 

  • Закончилась  областная выставка картин Нижегородских Художников "Мир телесный и предметный", проходившая с 20 апреля до 27 мая по адресу: Выставочный комплекс, пл. Минина 2/2.
    Подсолнухи

В выставке участвовала картина "Подсолнухи" Бобина Евгения Михайловича.

Теперь у Вас есть возможность приобрести эту картину, подробности в галерее "В Продаже"

Будем рады Вашим отзывам в "Гостевой".


Дорогие читатели!
Вы можете прислать нам свои вопросы и мы постараемся на них ответить.
Интересные письма будут включены в рассылку.
Вы также можете добавить тему для рассылки,
 


copyright ©Бобина Светлана.2006-2007 г.

В  рассылке Вы прочитаете о том, как научиться разбираться в живописи,
её стоимости, особенностях,
как правильно ухаживать за произведениями изобразительного искусства,
а также великолепную цитату про искусство и даже
весёлый анекдот про художников!
Эта рассылку ведут художники из Нижнего Новгорода: Бобины Светлана и Евгений.
Вы узнаете из рассылки новости нашего сайта


art-bobin.narod.ru.



Hosted by uCoz