«Я художник, - говорил Ге. - Этот дар дан не для пустяков,
не для удовольствия и не для потехи; дар для того,
чтобы будить и открывать в человеке, что в нем есть,
что в нем дорого, но что заслоняет пошлость жизни.
Картина - не слово. - Она дает одну минуту,
и в этой минуте должно быть все, а нет - нет и картины».

Покупателям :

всё, что Вы хотели бы знать о картинах.

Выпуск 17

Тема : Пастель

в выпуске:

  • цитата
  • разговор с читателями
  • Пастель.
  • анекдот

 

Здравствуйте, уважаемые и дорогие подписчики!
Сегодняшняя рассылка посвящена нежной и хрупкой пастели.

 

 

 

Пастель.

 

ПАСТЕЛЬ ж. итал. рисованье или живопись сухими красками, цветными карандашами.
Пастель - техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги,
картона и т.п. специальными карандашами из сухого красочного порошка с
примесью скрепляющих или разбеливающих веществ (пастельными карандашами;
пастелью).
 При этом:
- начинают жестковатыми карандашами и заканчивают мягкими;
- красочный порошок растирают пальцами или растушкой.

Для пастели характерны:
- бархатисто-матовая поверхность красочного слоя;
- звучный и чистый цвет;
- мягкость красок, сохраняющих первоначальную свежесть.

Пастель
(франц. pastel, от итал. pastello, уменьшительное от pasta - тесто),
1) живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы,
спрессованными и отформованными из стёртых в тонкий порошок
разноцветных пигментов с небольшим добавлением камедей (гуммиарабик, трагакант),
молока, иногда мела, гипса, талька и т.д.
2) Произведение, выполненное в этой технике. Пастельными карандашами
рисуют на шероховатой (чаще цветной) бумаге, картоне, грунтованном холсте,
замше, пергаменте. Широкое использование штриха в П. сближает её с графикой.
Светоносные чистые краски П. сохраняют свою первоначальную свежесть и силу,
а их слой - нежную, бархатистую матовую поверхность. Красочный слой иногда
закрепляют фиксативом (раствор фторлона или камеди, наносимый при помощи
пульверизатора).
Происхождение П. гипотетически относят ко 2-й половине 15 в., когда
пробуждается интерес к многоцветному рисунку (Ж. Фуке во Франции и др.).
Термин "pastello" впервые появляется в трактате теоретика маньеризма
Дж. П. Ломаццо (конец 16 в.). Мастера П. 16-17 вв. (Дж. А. Больтраффио,
Б. Луини, Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн Младший в Германии,
Х. Голциус в Голландии, Д. и П. Дюмустье, Н. Ланьо во Франции) практически
не переступают традиций чистого рисунка. С конца 17 в. в П. усиливаются
живописные тенденции. Во Франции Ж.
Вивьен исполняет в технике П. настоящие станковые картины.
Расцвет П. происходит в 18 в. Тонкость и изящество техники,
свойственная ей мягкая декоративность привлекают таких мастеров,
как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден,
Ж. Б. Перронно во Франции, А. Р. Менгс в Германии, Ж. Э. Лиотар в Швейцарии.
П. отвергается классицизмом именно из-за её изнеженности, приглушенности,
отсутствия в ней линеарной напряжённости. С 1-й трети 19 в.
в технике П. работают Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон и
особенно Э. Дега (открывший в П. сильную линию, звучность красок и
богатство фактуры) во Франции, М. Либерман в Германии, А. О. Орловский,
А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов в России, М. К. Чюрлёнис в Литве.
В 20 в. к П. обращается П. Боннар, Ж. А. Вюйяр во Франции, М. Кэссетт в США,
Х. ван де Велде в Нидерландах и др. Плодотворно работают советские мастера П.- С. В. Малютин,
Е. А. Кацман, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса, Кукрыниксы и др.


Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, [6 изд.], М.- Л., 1950; Brieger L.,
Das Pastell, В., [1921]; Hahn R., Pastellmalerei. Einführung in die Technik,
4 AufL, Ravensburg, [1948]; Robert K., Le pastel, P., 1951.

В. Д. Синюков.

Материалы предоставлены проектом Рубрикон


статья о выставке в Третьяковской Галерее [ 4.11.2004 ]
Пудра для глаз

Отличные фонды графики ГТГ снова порадовали выставкой. На сей раз героиней стала нежная,
хрупкая, "сыпучая" техника - пастель. Как рисовать пастелью, представляет собой каждый из нас:
все когда-то учились в школе и писали мелом на доске. Цветные мелки с особым связующим
(гуммиарабиком), а также красящим пигментом и называются пастель. Ее еще можно считать
чистой краской - красящей массой являются не смешанные ни с чем зернистые частицы пигмента.
Заведующая отделом графики галереи Евгения Плотникова называет пастель
"нежной пыльцой на крыльях бабочки". В самом деле, при минимуме связующего пастель плохо
удерживается на любой поверхности - крошится, рассыпается. Для нее требуется особый
сорт бумаги - торшон, рулонный ватман с ноздреватой фактурой.
В то же время мельчайшие гранулы краски процеживают световые лучики,
не отталкивают их, а рассеивают в разные стороны. Потому поверхность
рисунка получается светоносной, бархатистой, мерцающей, такой,
как всамделишние бабочкины крылья.

Пастель хранить нужно бережно, а выставлять редко.
Так что нам повезло, мы увидим лучшие произведения, выполненные в этой технике.
Подтвердив аристократическую породу, "графини" (сотрудницы отдела графики)
создали выставку очень утонченную, "атмосферическую".
В основе не принцип хронологии, а плетение ассоциативных кружев,
от века XVIII до начала XX, от гениального женского портрета никому не известного мастера
Екатерининской эпохи Степана Яснопольского до тлеющих пастелей Врубеля.
Втертая на пористом ворсистом картоне цветная пыль вдруг неожиданно изменяет
привычный стиль того или иного мастера. Возникают непредсказуемые рифмы, ниточки, стежки.
И в компанию к лучезарному пастельному Левитану вдруг приглашается пейзажно-влажный
пастельный Сомов, а к гобеленному Борисову-Мусатову - шпалерный Бенуа.

Как рисовать пастелью?
А так же, как маслом - накладывая мазки :-)
Если пастель хорошая, то цвета замечательно смешиваются, главное - сильно на мелок не давить.
Кое-где можно размазывать - не запрещается, главное не переборщить.
И в конце закрепить нужно ;-) или специальным закрепителем, или обычным лаком для волос.
Еще хорошая пастель хорошо растворяется водой, и можно использовать "мокрую" технику,
добиваясь акварельных эффектов и плавных растяжек.

 


Улыбнитесь:


Этот документ является счетом, найденным в кладовой монастыря
под Петербургом. Один маляр-художник был приглашен в церковь
для реставрационных работ. После выполнения заказа настоятель
предложил ему составить счет. Мастер, не будучи тонким знатоком
русского языка и бухгалтерии написал:
1. Увеличил облака и прибавил звезды- 2 руб.
2. Ракрасил небеса- 7 руб.
3. Промыл мудрую деву и покрыл ее два раза- 21 руб.
4. Деве Марии сделал нового ребенка- 11 руб.
5. Восстановил Божьей Матери вытертые места- 11 руб.
6. Поправил Адаму и Еве одежду после искушения- 15 руб.
7. Покрыл три раза Марию Магдалину матом, чтобы не блестела- 42 руб.
8. Покрыл и великомученницу у входа- 18 руб.
9. Поправил Ангела Хранителя и вставил перо святому духу- 3 руб.
10. Покрасил зад Мадонне- 3 руб.
11. Удлинил конец Архангелу Гавриилу- 11 руб.
12. Разделал линии и поставил крест на всемы святыми- 3 руб.
Подписал мастер Пророков.

На счете резолюция: "Оплатить этому богохульнику 140 руб.,
пока он не испортил всех святых".


А на сегодня это всё. :)
Прекрасных Вам картин!
Светлана Бобина


Новости сайта

art-bobin.narod.ru

В "Арт-Салоне" пополнение.

В галерее "Кошки и другие ..." появилась вторая страничка
с новыми картинками.
Приглашаем на просмотр.
Буду рада увидеть Ваши комментарии в "
Гостевой".


Дорогие читатели!
Вы можете прислать нам свои вопросы и мы постараемся на них ответить.
Интересные письма будут включены в рассылку.
Вы также можете добавить тему для рассылки,
 


copyright ©Бобина Светлана.2006 г.

о рассылке:

Есть ли у Вас в доме картина?
Или, возможно, Вы только планируете её купить?
А, может, Вам просто хочется красиво оформить пространство постерами…

Мы поможем Вам, независимо от Вашего образования, подобрать картину,
научиться разбираться в живописи, её стоимости, особенностях, а также расскажем,
как правильно ухаживать за произведениями изобразительного искусства.


 В нашей рассылке Вы прочитаете полезную информацию,
великолепную цитату про искусство и даже
весёлый анекдот про художников!


Эта рассылку ведут художники из Нижнего Новгорода: Бобины Светлана и Евгений.
Вы узнаете из рассылки новости нашего сайта


art-bobin.narod.ru.

 



Hosted by uCoz