Своеобразие искусства состоит в том, что оно
одновременно недосягаемо и общедоступно:
оно несёт в себе самое возвышенное и являет его всем.
И.Тэн

Всё, что Вы хотите знать о картинах.

Выпуск 24

Тема :

Дефекты масляной живописи

в выпуске:

  • цитата
  •  Дефекты масляной живописи
  • анекдот

 

Здравствуйте, уважаемые и дорогие друзья!
Продолжаем знакомиться с особенностями картин.


 

Дефекты масляной живописи (статья с сайта http://paintingart.ru/.)


Колористические возможности живописного произведения и сохранность картины зависят не только от качества материалов, применяемых в живописи, но и от того, насколько правильна технология живописи. Следует отметить, что качество выпускаемых материалов достаточно высокое и те дефекты, которые встречаются в живописных произведениях, обычно являются следствием незнания техники живописи и материалов или низкокачественных грунтов.
Пожухание - ненормальные изменения в красочном слое, при которых живопись теряет блеск, становится глухой, черноватой. Причина пожухания - потеря пигментами связующего. Пожуханию способствует:
чрезмерное впитывание грунтом масляного связующего;
пересохший грунт или имеющий макро и микротрещины;
нанесение красок на еще не просохший красочный нижележащий слой;
избыток в связующем воска или разбавителя;
очень малое количество масла в красках;
очень медленное высыхание живописи;
отсутствие связи между маслом и пигментом.
Для предупреждения пожухания рекомендуется наносить краски на вполне просохший красочный слой. Сухой красочный слой следует предварительно обрабатывать лаком "Ретушь", в краски необходимо добавлять лаки или уплотненное масло № 1 или № 2; не злоупотреблять разбавителями. Для частичного устранения пожухания живопись протирают уплотненным маслом № 1 или № 2, а затем ретушным лаком.
Почернение или пожелтение, ухудшение цветовых свойств красок происходит под воздействием физико-химических изменений в красочном слое. Почернение или пожелтение наступает:
в связи с пастозными прописками по недостаточно просохшему красочному слою;
при применении осмелившегося пинена;
при избытке масла в краске;
при чрезмерном применении масляного копалового лака;
при недопустимом смешении красок, например: белил свинцовых с кобальтом синим, ультрамарином, краплаком красным, эолотисто-желтым "ЖХ" и др.;
под воздействием сернистых газов и сероводорода;
от сырости, недостатка света при высыхании красок.
Для частичного устранения почернения может быть рекомендована протирка живописи уплотненными маслами № 1 или № 2, а затем лаком "Ретушь".
Кракелюр - трещины, образующиеся на живописном слое. Кракелюр подразделяют на жесткий с острыми краями и мягкий, или плывущий, который может быть поверхностным или же глубоким. Образование кракелюра вызывают:
не выдержанные необходимое время грунты;
прописка по полусырому красочному слою;
переклеенные грунты и грунты, содержащие недостаточное количество клея;
трещины в грунте;
чрезмерно разбавленная краска подмалевка;
преждевременное покрытие лаком картины;
колебания влажности и температуры воздуха;
механические повреждения холста.
Для ликвидации такого серьезного дефекта, каким является кракелюр, требуется работа реставратора.
Отслоение живописного слоя вызывается нанесением красок на поверхность сухой, часто старой живописи. В таком случае полностью отсутствует адгезия - сцепление свежей краски с нижележащим слоем и по высыхании краска отслаивается.
Для сцепляемости краски с сухим живописным слоем его предварительно прошкуривают - делают достаточно шероховатым - и затем тщательно обрабатывают лаком "Ретушь".
Меление красок. Этот дефект вызывается потерей пигментом краски связующего - масла.
Меление красок происходит:
при тянущем грунте;
когда масло диффундирует в рыхлый или трещиноватый грунт;
когда нижележащие слои красок обладают большей маслоемкостью, чем наносимые;
краски, у которых пигменты плохо удерживают связующее, к таким краскам относятся: цинковые и свинцовые белила, краплаки, золотисто-желтая "ЖХ", кобальт зеленый, ультрамарин, умбра, сиена и некоторые другие.
Меление красок часто сопровождается растрескиванием красочного слоя. Во избежание меления красок при работе на тянущих грунтах и в других случаях, вызывающих меление рекомендуется писать на живописных лаках.
Сседание - сжатие красочного слоя. Оно происходит при быстром уменьшении объема красок, что вызывает сморщивание красочного слоя.
Причины сседания:
краски были сильно разбавлены маслом и нанесены пастозно;
для живописи применялось некачественное масло (например, горячего прессования);
разбавленные краски нанесены на недостаточно просохший живописный нижележащий слой;
колебания температуры и влажности воздуха.
Помутнение живописи происходит:
при потере красками связующего;
при поглощении даммарным лаком влаги, если этим лаком была покрыта картина;
при применении окислившегося пинена;
при применении прогорклого масла.
Для устранения помутнения живопись протирают лаком "Ретушь" или уплотненными маслами № 1 или № 2. При помутнении покрывного лака (даммарного) лаковое покрытие обрабатывают над парами спирта.
Покоребленность (деформация). Этот дефект состоит в образовании на картине волнообразной поверхности.
Складки образуются:
при слабой натяжке холста;
при неправильно сделанном подрамнике;
при неправильном или редком расположении гвоздей при натяжке холста;
при резких изменениях температуры и влажности воздуха.
Обычно складки представляют собой широкие волнистые неровности холста, иногда покоробленность холста характеризуется складками, расходящимися в стороны от углов подрамника.
Для устранения покоробленное холста картину помещают в нормальные влажностно-температурные условия (нормальная влажность 60-65%, температура + 20 градусов). Если деформация не устраняется, то холст осторожно подтягивают клинками подрамника, но без перетяжки. Покоробленность - серьезное повреждение холста и часто требует вмешательства реставратора.
Вмятины образуются при механических повреждениях картины (ударах, нажатиях на холст и т. п.). Вмятины могут быть и на грунтованных холстах. Обычно на местах вмятин образуется кракелюр или даже отслаивание красочного слоя, дефект усиливается при смачивании холста водой при попытках удаления вмятин.

 

 

 

Улыбнитесь:


Журналист задает вопрос известному художнику:
- Самое радостное событие для художника -
это первая выставка его картин?
- Нет, пожалуй, самое радостное событие -
это когда у него впервые украдут какую-нибудь картину.


А на сегодня это всё. :)
Прекрасных Вам картин!
Светлана Бобина


Новости сайта art-bobin.narod.ru  
Приглашаем Вас в путешествие по ещё одной страничке сайта,
на которой разместилась новая коллекция картин Бобина Евгения!
Будем рады Вашим отзывам в "
Гостевой".


Дорогие читатели!
Вы можете прислать нам свои вопросы и мы постараемся на них ответить.
Интересные письма будут включены в рассылку.
Вы также можете добавить тему для рассылки,
 


copyright ©Бобина Светлана.2006-2007 г.

о рассылке:

Есть ли у Вас в доме картина?
Или, возможно, Вы только планируете её купить?
А, может, Вам просто хочется красиво оформить пространство постерами…

Мы поможем Вам, независимо от Вашего образования, подобрать картину,
научиться разбираться в живописи, её стоимости, особенностях, а также расскажем,
как правильно ухаживать за произведениями изобразительного искусства.


 В нашей рассылке Вы прочитаете полезную информацию,
великолепную цитату про искусство и даже
весёлый анекдот про художников!


Эта рассылку ведут художники из Нижнего Новгорода: Бобины Светлана и Евгений.
Вы узнаете из рассылки новости нашего сайта


art-bobin.narod.ru.



Hosted by uCoz