"Искусство мраморной бумаги (Ebru (Marbling
Paper)". Вчера, мне посчастливилось наблюдать этот процесс лично.
Зрелище завораживающее и красивое! А почему бы и нам не попробовать? Вот и
решила, рассказать Вам немного, о выставке и поделиться информацией, о
технике создания мраморной бумаги.
Итак, сначала о
выставке...
Искусство мраморной бумаги (Ebru (Marbling Paper),
MARMURINIO POPERIAUS MENAS) МЕХМЕТ РЭФИИ КИЛЕЧИ
(Турция) MEHMET REFII KILECI (Turkija) Выставка начала
работу с 23 мая и продлилась до 6 июня 2006. Проходила выставка в Русской галерее искусств, в самом центре
старого города Вильнюса, по
адресу Бокшто 4 (Bokљto 4). Время работы галереи II-V
11-19 I,VI-VII 12-18. На выставке представлены работы Килечи в
традиционной технике имитации мраморной бумаги, называемой “турецкой
”, или Ebru, такой способ изготовления мраморной бумаги, появился в
Османской империи в 15 в.
Биография
художника Род. 1962, Стамбул (Турция) Изучал исламскую каллиграфию и
Эбру (искусство изготовления мраморной бумаги (1975 – 1981), языки в
Arabic Institute of Islamic University (1980 – 1981), в 1989 г.
закончил Marmara University-Istanbul Institute of Social Sciences
Department и в 1995 г. защитил докторскую диссертацию в Marmara
University-Istanbul Institute of Social Sciences Department of Tafsir
(Ph.D.) Профессор Роттердамского Исламского университета
(Rotterdam Islamic University), профессор Центра искусств Руми (Rumi Art
Center). Персональные выставки в Турции, Германии, Голландии, США.
Художник за работой
Художник за работой
Итак, урок
5.
Искусство мраморной бумаги
Искусство облаков" - так называли мраморирование в Персии и Турции в XV
в., где эту технику применяли в переплетном деле.
Само искусство изготовления мраморной бумаги
(Marbling paper) – старинная декоративная техника, появление которой
специалисты по истории искусств связывают с Персией. Считается, что именно
там впервые начала использоваться подобная техника мраморной бумаги для
оформления книг. Произведения, выполненые подобной техникой, сохранившиеся
в Японии, датируются 7 в. -- для их изготовления использовалась
техника „Suminagashi“ (sue-me-NAH-gah-she). В Европе техника
изготовления мраморной бумаги использовалась с 16 в. И особенно была
популярной в 18-19 вв.
Искусство Эбру передавалось мастерами
их ученикам из поколения в поколение. Искусство обработки бумаги,
называемое «Турецким мрамориванием», уникально тем, что позволяет
художнику использовать практически любые материалы и способы для выражения
сокровенных чувств и мыслей. Кроме того, Эбру как искусство необычайно
сильно связано с природой. В Эбру используются только натуральные
материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского
волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена
(Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части
стебля жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые
клеящие свойства. Название Эбру даётся обычно после того, как ему
будет придадена форма. Некоторые типы Эбру были названы именами
художников, создавших особенно удачные формы. Так, например, появились
«Эбру Хатип» и «Эбру Неджметтин», имеющие уникальные формы цветов.
Высокого уровня эта техника достигла в Европе, и, прежде всего, во
Франции в XVII в., здесь декоративная бумага для форзацев и крышек
переплетов обрабатывалась мраморированием масляной краской, клейстером с
красителями. Со временем многовековые традиции оформления переплета
изменились и внедрились новые техники декора. Вo многих странах возникли
школы художественной обработки кожи и искусства переплета. В 60-е годы
технические эксперименты на кафедре художественной обработки кожи в Гос.
художественном институте Эстонской ССР внесли свежую струю в это
искусство. К сожалению, техника мраморирования применялась редко (в
недавнем прошлом в мастерской Э. Таска), только теперь ее открывают в
новом качестве. Отталкиваясь от техники мраморирования бумаги, ее
применяют для украшения кожи, дерева, текстиля, стекла, пластмассы и
других материалов. Импровизационный характер этой техники, бесконечное
разнообразие декора и колористического решения открывает перед
мраморированием широкие перспективы. Перетеканием красок, своеобразными
волнистыми контурами достигается неповторимое живописное целое, узоры не
повторяются, а разнообразная фактура, смелая ритмизация, возникновение
некоего условного пейзажа стимулируют фантазию зрителя. Существует
огромное количество способов мраморирования. В разных странах применяют
разные технические приемы. Наиболее часто встречаются два способа:
раскраска по воде или по клеевой основе размывка краски. Наиболее
простой способ - мраморирование масляной краской по воде, т.е. перенесение
цветового узора с водной поверхности на бумагу и другие материалы. Для
мраморирования применяют довольно простые приспособления. Ванну
соответствующей величины наполняют водой. Масляные или печатные офсетные
краски растворяются в скипидаре. Для лучшего удержания красок на
поверхности воды добавляют конторский или казеиновый клей (можно и без).
Каждую краску мешают отдельно в небольшом сосуде. Такие концентраты краски
можно применять отдельно или мешая их между собой. Среди красок основными
являются синяя, красная и желтая, при умелом смешении которых мы получаем
все желаемые дополнительные тона. При необходимости можно также применять
черную, белую, золото и серебро (последние в виде порошка, они насыпаются
позже на красочный слой). Нет необходимости уточнять рецепты красочных
смесей, это зависит от индивидуальности художника, его колористического
чутья, фантазии и характера окрашиваемого предмета. В наполненную
водой ванночку капают по очереди приготовленные краски, они расплываются в
воде, создавая нужный узор. Разнообразить узоры помогают палочки, полосы
из пакли или бумаги. Вообще узоры можно получить самыми разными
способами, например, капать разные краски последовательно в воду в одну
точку. Краски, распространяясь кругами, образуют живописные переходы.
Хорошие результаты дает легкое раскачивание ванночки, что придает
красочным пятнам волнообразный ритм и своеобразную фактуру. Можно также
окрашиваемый предмет передвигать по воде, в разном ритме и т.д. Если
образовавшийся на поверхности воды узор удовлетворяет художника, то часть
окрашиваемого предмета или весь предмет медленно и равномерно укладывается
на поверхность воды. Необходимо подчеркнуть, что эту операцию следует
проделать осторожно, корректно, чисто. При резком и неравномерном
продвижении предмета по водной поверхности между ним и водой может
проникнуть воздух и в результате в узоре появятся неокрашенные куски.
Иногда такая "ошибка" может создать дополнительный эффект, если художник
умеет использовать этот прием (например, на переплете на месте размещения
шрифта). Есть много возможностей для неожиданных вариаций, каждый может
проявить здесь свою изобретательность. Мраморированный предмет или
бумага затем отделяется от воды и кладется на стол для просушки. В
качестве другого способа применяют клейстерную основу. Для основы
применяют исландский мох или киселеобразную жидкость из льняных семян.
Более простой способ - делать основу из рисового или картофельного
крахмала. Раствор варят, процеживают и вливают в соответствующую ванну
остывать. Перед подготовкой красочного слоя проверяется пригодность
основы для избранных красителей. Если капля опускается на дно сосуда, то
она слишком жидкая. Если при передвижении красочной поверхности с помощью
палочки краска перемещается, то основа слишком густая. В таком случае
следует изменить консистенцию краски. Так называемая техника "под мрамор",
предусматривающая обработку красочной поверхности гребешком, требует более
густой основы, техника "под турецкий мрамор" - более жидкой основы. При
клейстерной основе применяются анилиновые краски, тушь, темпера, различные
красочные порошки, масляная и печатная краска. В качестве растворителя
красок применяют воду и скипидар. Для "турецкого способа" мраморирования
раствор составляют из хозяйственного мыла и мыльного спирта. Применялось
также хозяйственное мыло и для обогащения узора - бычья желчь.
Современные краски не нуждаются в бычьей желчи или мыле. Технология
упростилась - краски растворяются до сметанообразной массы и разливаются
на поверхности основы при помощи механического движения гребешком или
палочкой, организуя цветовую поверхность. На нее затем капают жидкую
краску или скипидар и ожидают их действия. Для мраморирования в
зависимости от задачи подходят почти все механически изготовленные
качественные сорта бумаги, обладающие достаточной прочностью. Для форзацев
следует применять гладкие, прочные сорта, для переплетов, папок, шкатулок
- более толстые, мягкие. Красивый, заключенный в паспарту, мраморированный
лист - это подлинное произведение искусства, здесь пригоден любой сорт
бумаги.
Нехватка красивой качественной дубленой кожи
привела к более активному применению техники мраморирования. Изъяны
материала заменяет краска. Наибольший эффект достигается тогда, когда
фактура кожи минимальна и не искажает мягкие формы цветового орнамента.
Самая подходящая комбинация создается на водяной основе с помощью
разведения в скипидаре печатной краски. Важны выбор красок, очередность
нанесения красок на основу (каплями), техническое мастерство и опыт.
Любопытно проследить, как данная техника применяется в наши дни.
Дополнительный живописный эффект достигается применением различных техник
украшения кожи, как, например, ручная печать, золочение, выжигание,
интарсия, аппликация, тиснение, резьба и т.д.
Украшенную таким
образом кожу мы встречаем на уникальных изделиях, в галантерее, одежде,
настенных панно и т.д.
Встречаются выполненные на хорошем уровне
эксперименты в области формы, когда различные материалы, как, например,
дерево и кожа, металл и стекло, объединяют в единое целое, образующее
своеобразный объект в интерьере. Как видим, диапазон применения
мраморирования весьма широк. Возможности для получения разнообразных
комбинаций и экспериментов огромны. Уникальные качества присущи так
называемому античному мрамору, который получается при помощи сбора кожи в
складки и последующей окраской. Предпочтительны кожи растительного
дубления. Хромовая кожа, которая раскрашивается при помощи
нитроцеллюлозной аппреатуры, не реагирует па механическую обработку и
анилиновые краски. Кожу с обеих сторон и в мокром виде подвергают катанию,
комканию, собирают ее в складки, этим достигается желаемая шершавая
мраморообразная поверхность. Затем кожа приглаживается и раскрашивается
полусухой анилиновой краской - для этого проводят тампоном по поверхности
кожи. При желании можно комкание и окраску повторить. Такую сухую
мраморовидную кожу разглаживают с помощью пресса. Она хорошо подходит для
переплетов, уникальных предметов, галантереи и т.д.
Наблюдая за работой художника на
выставке, казалось, что все очень просто и не требует большого мастерства.
Картины возникали за 15 минут. В реальности все не так просто, кроме
многолетнего опыта и таланта, надо еще обладать художественным вкусом и
большим воображением. Но попробовать стоит! Обещаю, вы получите массу
удовольствия и эстетического наслаждения!
|