Особая встреча в пути.
Бобина Светлана.
http://art-bobin.narod.ru
Путь в жизни каждого из нас
имеет свои маршруты: иногда эти маршруты очень маленькие – от дома до
магазина, а бывает, мы проделываем и более длительные пути.
Не всегда наш путь
знаменует только реальное дорожное путешествие.Путь – это ещё и место
в жизни, у каждого оно своё.
Место художника, как
правило, рядом со своими картинами, ведь именно в них мы можем увидеть
его пройденный путь и приобретённый опыт.
Не последнюю роль на пути
играют особые встречи. Они как маяки, указывают художнику направление,
придают сил и наполняют жизненной мудростью.
После таких встреч может
измениться вся жизнь.
Например, если художник встречает эту помощь в начале пути, как
Машков Илья Иванович (1881-1944), то, вот что может из этого
получиться:Родители его занимались мелочной торговлей. Еще когда Илья
учился в трехклассной приходской школе, у него проявился интерес к
"изобретательству" разных механических приспособлений и к рисованию.
Но уже в одиннадцать лет его отдали "в люди". Сначала он был
"мальчиком" у торговца фруктами и бакалейными товарами, а затем служил
у купца, владельца магазинов и заводов Юрьева в городе Борисоглебске
Тамбовской губернии. Единственной радостью было для него
копировать иконы, репродукции с картин, лубки и делать "торговые
плакаты". Вот один из таких "торговых плакатов" и приметил учитель
рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. Евсеев. Н. Евсеев спросил
у маленького Машкова, хочет ли тот учиться рисованию, Илья удивился:
"А разве этому учатся?"
Илья
Машков поступил на художественное отделение Московского училища
живописи, ваяния и зодчества. Он учился у К. Горского, А. Корина, А.
Васнецова и пристально изучал картины в Третьяковской галерее и
Румянцевском музее. Уже в 1902 году, участвуя в выставке, Илья Машков
был награжден премией имени С. Третьякова.
Встреча с
морем привела Айвазовского в Академию художеств.
А
встреча с картиной стала значительным аргументом в пользу живописи, и
в рядах великих художников появился Кандинский.
Отрывки из биографий великого мариниста Айвазовского и авангардиста
Кандинского:
Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном
месте. С террасы, увитой виноградной лозой, открывалась широкая
панорама на плавную дугу феодосийского залива, северо-крымские степи с
древними курганами, на Арабатскую стрелку и Сиваши, встающие как
марево на горизонте.
Счастливая случайность привела Айвазовского из глухой Феодосии в
Петербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был
зачислен в Академию художеств, в пейзажный класс профессора М.Н.
Воробьева.
Дарование Айвазовского раскрылось необыкновенно рано. В 1835 году за
этюд "Воздух над морем" ему уже была присуждена серебряная медаль
второго достоинства.
Василий Васильевич Кандинский
(1866–1944), русский художник, теоретик искусства и поэт, один из
лидеров авангарда первой половины 20 в.; вошел в число
основоположников абстрактного искусства.
Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в
семье коммерсанта; принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков
сибирских каторжан. В 1871–1885 жил с родителями в Одессе, где еще в
гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. С 1885 учился
в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. 1895 решил
посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых,
впечатления от русских средневековых древностей и художественного
фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской
губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве
(1896), где он был потрясен картиной К.Моне «Стог сена». В 1897
приехал в Мюнхен, где с 1900 занимался в местной Академии художеств
под руководством Ф.фон Штука.
Особой может стать встреча, например, с мифологией и тогда рождаются
прекрасные картины. Такие изумительные, что захватывает дух, вызывает
только самые лучшие чувства, такие как любовь к прекрасному.
Сандро Боттичелли (1445–1510), один из наиболее выдающихся
художников эпохи Возрождения. Родился во Флоренции в 1444 в семье
дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи (прозвище Боттичелли,
означающее «бочоночек», на самом деле принадлежало его старшему
брату). После первоначального обучения у ювелира около 1462
Боттичелли поступил в мастерскую одного из ведущих живописцев
Флоренции, Фра Филиппо Липпи. Стиль Филиппо Липпи оказал на
Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в
определенных типах лиц, орнаментальных деталях и колорите.
В 1481 Боттичелли был приглашен папой Сикстом IV в Рим вместе с
Козимо Росселли и Гирландайо для того, чтобы написать фрески на
боковых стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы. Он
выполнил три из этих фресок: «Сцены из жизни Моисея», «Исцеление
прокаженного и Искушение Христа» и «Наказание Корея, Дафана и
Абирона». Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения
сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических
сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.
После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале
1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические
темы: «Весна», «Паллада и Кентавр», «Рождение Венеры» (все в Уффици)
и «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к
числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и
представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского
искусства. Персонажи и сюжеты этих картин навеяны произведениями
античных поэтов, прежде всего Лукреция и Овидия, а также мифологией.
В них чувствуется влияние античного искусства, хорошее знание
классической скульптуры или зарисовок с нее, имевших большое
распространение в эпоху Возрождения. Так, грации из «Весны» восходят
к классической группе трех граций, а поза Венеры из «Рождения
Венеры» – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая).
Встреча двух великих художников приводит к необычному турниру:
С очень давних лет во дворе церкви Санта Мария дель Фьоре лежала
огромная
мраморная глыба; привезен был этот мрамор из Каррары и
предназначался для
колоссальной статуи библейского героя Давида. Глыба имела
девять футов
высоты. 16 августа 1501 года заключено было условие: Микеланджело
должен был закончить работу через два года, считая от 1
сентября. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело
начал работу, изготовив для себя лишь небольшую восковую
модель. Беспокойства и волнения во Флоренции время от
времени мешали
правильной работе, и статуя была окончена лишь в 1504 году.
25 января была созвана комиссия экспертов, на которой обсуждался
вопрос,
где поставить статую. По желанию Микеланджело ее решили поставить у
входа в
палаццо Синьории, на котором она и простояла в течение трех веков.
В 1873 году пришлось перенести статую в академию.
Во время обсуждения комиссией
вопроса о статуе, здесь впервые встретились Микеланджело с да
Винчи. Это не был удобный момент для дружеской встречи. Леонардо
было в это время за 50 лет, он уже создал “Тайную вечерю” и “Мону
Лизу” и уступал свой скипетр
в скульптуре Микеланджело. Единственному сопернику да Винчи -
Микеланджело не было в это время и 26 лет. Его “Давиду”, по
выражению современников, “удивлялись даже невежды”.
В 1504 году
Флоренция стала ареной громкого турнира, имевшего огромное
значение в сфере искусства. Леонардо да Винчи и Микеланджело
получили одновременно заказ расписать стены зала Совета дворца
Синьории. Да Винчи взял сюжетом победу флорентинцев над
миланцами при Ангиари. Микеланджело
остроумно взял эпизод из войны с Пизой. Воины застигнуты врасплох
во время купания, они спешат оставить воду, одни поспешно
вооружаются, другие торопливо плывут, выбираются на берег, причем
многие в переполохе не могут найти своего платья или силятся
натянуть одежды на мокрое тело. Все это
Микеланджело дало возможность показать такое мастерство в
изображении нагого тела, в самых разных положениях, что народ
стекался к его картону, лучшие художники изучали его и
копировали. Картон этот исчез в 1512 году.
Особой встреча может
стать как на выставке, так и у знакомых.
Может не сразу художник начнет получать художественное образование,
но в душе он уже будет знать, что это его судьба, и пусть его первые
рисунки - ещё не шедевры мирового изобразительного искусства, но всё
достижимо, если он будет двигаться по своему собственному пути!
И будет в его жизни ещё множество особых встреч, ведь каждый
человек, встречающийся нам в жизни, чему-то учит нас, а мы, в свою
очередь учим его.
|